?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Усы господина Хагири (Mitsubishi A5M4 и IJNS Soryu)
snorska
W-102photo1_zps5d740c0c
Об этом красавце я узнал, увидев мавишную вакушку. Нет, я не о «дяде с большими усами», имя которого мне тогда, да и много позже, не говорило ничего, а о самолете - на развале клуба в ДК МЭИ в середине 1990-х я впервые познакомился с Mitsubishi А5М вообще и с этой схемой окраски в частности. Познакомился — и был покорен.

mavi
Пусть А5М не вполне самостоятельная разработка, из которой торчат уши «Боинга», но в свое время это был самый прогрессивный палубный истребитель в мире и, на мой взгляд, самый эстетичный японский самолет всех времен. Последнее мнение, которое не изменилось и поныне, сформировалось, безо всякого сомнения, в том числе и из-за окраски конкретно этого самолета. Ну право, думал я, где еще, кроме Японии, могло родиться такое гармоничное сочетание черного, красного и белого на серебристом? Если бы на хвосте вместо «европейского» номера стоял иероглиф позаковыристей, это была бы совсем икона самурайского духа, а так лишь символ модернистской Японии второй половины 1930-х, место для которого, однако, найдется на домашнем алтаре всякого нормального моделиста. Даже я, при своей ленности, не стал исключением, и собрал в свое время вот такое изваяние божества:

Копийность результата в тот момент меня интересовала мало — ну и вообще, разве кто-то будет спрашивать богомаза, чего это на иконе его письма бородка Христа недостаточно курчава, а глаза не карие, а голубые? Впрочем, я знал, что хвостовой код в декали изображен неверно, а об окраске вообще сказать ничего не мог, фотографий этого самолета никогда не видевши. Потом нашлась одна — та самая, которая предваряет эту статью и, кажется, единственная существующая — но, как вы видите, она решает вопрос только наполовину, а то, каков был хвост самолета, остается, что называется, «за кадром». Это, однако ж, никогда не мешало многочисленным художникам (тем самым, что от слова «худо») изображать этот аэроплан с номером W-102 на хвосте и косой широкой черной полосой перед оным хвостом, а я пребывал в надеждах, что сии артисты знают тайное и когда-нибудь оно откроется и мне — в виде второй фотографии палубного «полосатика».

Ждал я долго. Шли годы, заветный образ не находился во все новых и новых книгах по японской авиации, попадавших в мое собрание, но, поскольку там имелись фотографии других палубных A5M4, пусть не таких расписных, но тоже симпатичных, я смирился. Не будет мне явлено хвоста хагириевского «Клода» - и не надо, переживу.
Спокойствие мое была нарушено одним январским днем 2017 года, когда украинская компания Wingsy Kits опубликовала в интернете изображение коробки своего A5M4.
15965426_1193034097478592_6159340235863911902_n
На ней был изображен все тот же W-102 - но по-новому! К широкой черной косой полосе на хвосте добавилась узкая вертикальная красная! Откуда?!! Неужели нашлась та самая вторая фотография?
Общение с авторами модели, однако, разочаровало. Нет, никакой иной фотографии они не видели, а полоса появилась «логическим путем». Видите ли, все фотографии «Клодов» с «Сорю», которые они видели, имели такую полосу — ergo, она была и на этом самолете, летавшем с того же авианосца в то же время. Тот факт, что никаких черных полос ни на одном из этих доподлинных гостей «Голубого дракона» не было, ребят из Wingsy Kits и их консультантов не смутил. А на меня вот накатило, и другая реконструкция с той же коробки, где аэроплан с «Зуйхо» получил не красную, а синюю полосу, совсем выбила из колеи. Или вбила в колею и мозги, посвистывая локомотивным паром, понесли по ней в исторические дебри, из которых через несколько часов, пыхтя и отдуваясь, выбрались отягощенные ошеломляющим открытием:
На фотографии Мацуо Хагири позирует на самолете из эскадрильи, не имеющей к «Сорю» никакого отношения!
Путь к этому открытию был несколько извилист (а что вы хотите от извилин?), но, если попроще, дела обстоят так:
1. Предположения о красной полосе исходно очень спекулятивны, поскольку в период 1937-40 годов на «Сорю» побывали А5М4 не только с красной полосой, но и с белой полосой с тонкой красной обводкой, а равно и вовсе безо всяких полос. Ни один из них, а равно другой палубный японский самолет с прочих авианосцев, не имел таких широких черных и белых полос.
«Шевроны» на крыльях встречаются, но таковые обнаружились только на еще двух имеющихся в моем распоряжении фотографиях А5М4. Одна из них предположительно (поскольку хвостовой код также не виден) относится к машине с «Каги» 1941 года, вторая к 1938 году, но самолет там точно не палубный. Если даже на фото под Мацуо-сан самолет с «Сорю», то с равным успехом он может иметь не только красную полосу, но и код, начинающийся с Q1-, каковой самолеты «Голубого дракона» получили где-то в середине 1940-го года.
2.Откуда взялась вторая черная полоса на "традиционных" реконструкциях самолета Хагири? А — не поверите — с того же самого фото с гордо восседающим на крыле пилотом! Не пытайтесь взглядом проникнуть за правый обрез снимка, а посмотрите лучше вниз, под крыло нашей энигмы. Там, поднапрягшись, можно рассмотреть еще парочку «Клодов», стоящих впереди.
twoAC
На обоих отчетливо видна широкая темная полоса позади хиномару, но на том, что справа, она разорвана — видимо, этот самолет был «подарочным» и в разрыве полосы размещалась соответствующая легенда. Зато на левом и стойки (1), кажется, черные, и полоса (3) позади хиномару (2) сплошная, и есть еще одна (4), косая, непосредственно перед окрашенным в красный вертикальным оперением (5). Ну что, догадываетесь, откуда такая же на самолете Хагири? Историки второй половины 20 века, недолго думая, объединили в одной реконструкции два разных самолета, дополнив машину Хагири хвостовым декором с другого аппарата!
3.Увы, хвосты двух дальних «Клодов» остались сокрытыми, на этот раз стойками шасси стоящего на переднем плане самолета, так что откуда они, мы не знаем. Однако отсутствие вертикальной красной полосы на обоих очевидно и несомненно, вряд ли вызывает сомнения принадлежность всех трех столь похоже покрашенных машин к одному подразделению — следовательно, попытка Wingsy Kits сделать самолет Хагири еще более цветастым совершенно беспочвенна.
4. Где сделан снимок — неизвестно, но это не значит, что нельзя попробовать это узнать. Снято все не на авианосце, а на берегу. Три самолета, видимые на фото, имеют отличия: на двух дальних не видна тонкая черная полоса перед хиномару, на левом хвост, кажется, неокрашен, наличие косой полосы подтвердить или опровергнуть нельзя — это место закрыто стойкой самолета Хагири. Нет, все же это искусство — сфотографировать так, чтобы разом скрыть все важные улики… Общей для всех трех машин остается широкая черная полоса за хиномару, и она наверняка является каким-то обозначением подразделения. Какого?
Из похожего удалось найти только вот это:
A5Myo
Широкая вертикальная полоса за хиномару в наличии, вторая полоса, хотя и другой формы, перед килем — тоже. Цвет их непонятен: с одной стороны, он вроде бы как хиномару красный, с другой кажется темнее красного же хвоста. На крыле что-то виднеется, возможно, белый шеврон. Хиномару тоже, возможно, на белом (на таком фото не разглядеть). Код на хвосте, Йо-186, однозначно свидетельствует — машина из Йокосука кокутай.
Могли ли Хагири и А5М4 встретиться в Йокосуке? Не могли, а должны были! В книге Хаты, Изавы и Шорса прямо написано, что для Мацуо Хагири Йокосука кокутай был домом родным: сюда в 1935-м году он был направлен после обучения и там в 1945 году закончил свою карьеру истребителя. Покидал он Йокосуку трижды: в 1937, во время стажировки на «Сорю», в 1940-м, когда он второй раз отправился в Китай, на этот раз в составе 12-го кокутая, чтобы испытать огнем первые «Зеро», и в 1943-м, для участия в боях на Соломоновых островах. Так что если где Хагири и фотографировался, то скорее всего именно в Йокосуке.
Известно, что как раз во второй половине 1930-х небезызвестный Минору Гэнда в рамках Йокосука кокутая создал подразделение, занимавшееся разработкой тактики боевого применения истребительной авиации, известно, что Хагири входил в так называемый «Цирк Гэнды». Мы знаем это название, но в чем заключался цирк? Только ли в цирковых номерах, которые выполняли во время учебных воздушных боев пилоты? Или, подобно знаменитому «Цирку Рихтгофена», самолеты этого подразделения имели особую окраску? Как Йо-186?
5. Если Хагири запечатлен на самолете из Йокосука кокутай, то почему на реконструкции машины появился код W-102, указывающий на «Сорю»? Откуда его взяли? Откуда вообще сведения, что это самолет с авианосца?
На самой фотографии никаких указаний на авианосность нет: ни типичных для кораблей полос, ни, главное, кода в любой форме. Однако Мацуо Хагири прожил достаточно долгую жизнь и покинул нас в 1997 году, так что времени на взятие интервью было достаточно. Видимо, престарелый пилот сам поведал кому-то, что во время «командировки» в Китай в 1937-38 годах он летал с «Сорю», и даже вспомнил бортовой (ок, хвостовой) номер, и интервьюер связал его и известную фотографию. Или их связали, при отсутствии других фотографий самолетов Хагири, позже. И пошла гулять по миру картинка самолета из Йокосуки с кодом от «Сорю».
Интересно, что в тех же изданиях, где публиковался боковик самолета с мифического «Йокорю», нередко можно найти еще вот такое изображение:
A5M
Какие-либо сопутствующие фотодоказательства отсутствуют, как и код на картинке, что совсем подозрительно. В подписях встречается как «неизвестный кокутай», так и «Акаги». «Йокаги»! Сходство в маркировке как с самолетом Хагири, так и, особенно, с «Йо-186» налицо, и, сдается мне, основой этой «реконструкции» стала какая-нибудь японская открытка конца 1930-х, изображающая самолет все того же Йокосука кокутай. Отсутствие кода в этом случае легко объяснимо цензурой.
6. Я уверен, что даже после этого «разбора полетов» найдутся такие, которые будут утверждать, что все изложенное мной ерунда, заявлять, что на том фото самолет с «Сорю» («во всех книжках так!») и даже отстаивать дополнительную красную полосу. Ну или как минимум заявлять, что «мы никогда не узнаем, каким был самолет Хагири на «Сорю» и он мог быть именно таким, так и пусть будет». И с ухмылкой требовать фотографических доказательств обратного в студию, уверенные, что, при общем неизобилии фото японских самолетов, оных не дождутся и тем меня посрамят. Но тут это далекое от научной этики поведение, которое всегда меня бесило, не прокатит — фото есть, и мои оппоненты наверняка его видели.
Итак, листаем известную и широкодоступную книжку из серии Famous airplanes of the world, и на одной странице (45?) видим аж три большие фотографии А5М4, снятые на «Сорю».

A5M01

A5M03
A5M02
Сверху W-101, снизу W-103, а посередине … не поверите - W-102! Его не заметили даже авторы книги, поместившие в нее же боковик бредового самолета с «Йокорю». Скажете, что Хагири летал на другом и в другое время? НИ-ФИ-ГА! И порукой этому усы самого Мацуо Хагири.
Усы были знаменитые, по ним дядя даже прозвище получил. И вот смотрим мы на эти три фото, и видим, что перед самолетами позируют пять или шесть пилотов, видимо одни и те же — ну, типа, каждому фотка с его «личным» самолетом и им самим в окружении боевых друзей. На следующей странице еще одна из той же серии, на фоне W-121, но она качеством похуже. Так вот, внимательно смотрим на пилотов, обращая сугубое внимание на персону правого в заднем ряду на первом и третьем фото, а также среднего в нижнем ряду на втором фото.
hagiri
Может, для вас все азиаты на одно лицо, но вот это суровое мужественное чело, да с этими роскошными усами, я где-то уже видел. Привет, Мацуо, а ты совсем не изменился!
Можно продолжать становящийся бессмысленным спор, утверждая, что «самолет могли потом перекрасить», «разбить / потерять в бою / списать на берег и заменить другим» и прочее. Нет, все, довольно! Если все вышесказанное вас не убедило, то наука тут бессильна, и ваша вера сильнее любых разумных доводов. Но если вы не планируете сделать карьеру клирика, а то и мученика за веру, стоит признать, что
МАЦУО ХАГИРИ ЛЕТАЛ С «СОРЮ» НА ДРУГОМ САМОЛЕТЕ, А МАШИНА С ЧЕРНЫМИ ПОЛОСАМИ ПРИНАДЛЕЖИТ УЧЕБНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОМУ ЙОКОСУКА КОКУТАЙ, ГДЕ В ОСНОВНОМ И СЛУЖИЛ ХАГИРИ.
А еще хорошо бы не выдумывать для декалей сомнительные варианты поярче, а нормально делать те, которые хорошо документированы. Но этим предстоит заниматься мне самому, а тем, кто будет собирать модель A5M4 от Wingsy Kits, а равно от Fujimi, которая также давала этот "W-102", настоятельно рекомендую выбрать другой вариант маркировки.

English abstract:
For a long time it was assumed that aircraft which famous Japanese pilot Matsuo Hagiri flew off carrier Soryu had very colourful paint job. According to numerous artworks it had, along with usual markings of IJN aircraft of the time, thin black stripe ahead of hinomaru, wide white band under the hinomaru, then equally wide band in black and, further to tail, another one wide slanted black stripe, and white number W-102 on the tail. These artworks are backed up by only one photograph, it depicted aircraft at a shore base and shows only the front half of its fuselage. Thus, aft slanted stripe and tail number are not confirmed by that photo at all. My research on this Hagiri's aircraft, based on published materials, some of which you can see above, have got the next results:
1. There were no confirmed photos of Soryu's and other carrier's aircraft in similar painting scheme.
2. Slanted stripe on the tail and other features of that colourful Hagiri's A5M4 are seen on another one A5M, barely visible on the very same photo under the wing of Hagiri's machine. There is no tail number visible on this second aircraft.
3. There is third A5M on that photo, and, given that all three have distinctive wide (presumably black) bands aft of hinomaru, all three were belonged to the same unit.
4. Paint job on those three aircraft closely resembled only markings of A5M4 (E-186) from Yokosuka kokutai of the same period.
5. Matsuo Hagiri spent much of his service time from 1935 to 1945 with Yokosuka kokutai.
6. There are several photos, dated by the end of 1937, depicting group of pilots, Matsuo Hagiri among them, onboard Soryu in front of A5M4s. All those aircraft had markings typical to Soryu air group and one, «gift-261», had tail number W-102.
Given all that I have made next conclusions:
1. In the past, before publishing of the photo of «gift-261», only things known about Hagiri's A5M4s were one photo, depicting only half of aircraft, and notice that Hagiri's mount onboard Soryu had tail number W-102. This notice probably was given in some postwar interview by aged Hagiri (died 1997) himself, may be in connection with photo in question. So it was assumed by historians that this photo depicts W-102 and attempt of reconstruction was made using views of Hagiri's own machine, another aircraft seen on the same picture and info on tail number of Hagiri's A5M4 when onboard Soryu. This incorrect reconstruction has been in wide circulation since then.
2. If Hagiri's mount onboard Soryu was indeed W-102, it was that «gift-261» and it had typical markings of Soryu air group.
3.Aircraft on the photo in question also was flown by Hagiri, but after his return from China, and it most probably belonged to the Yokosuka kokutai. It is not W-102, its tail number is unknown, and existence of the second, slanted stripe on it, as well as its colour, are not confirmed by enough evidence.
4.Most modern reconstruction of this aircraft, made by Wingsy kits, is even more inaccurate, as they added to the usual, already incorrect, markings scheme for W-102 another one, red, stripe, assuming that as this aircraft was from Soryu (which is wrong), it should have one. This addition is not confirmed by any evidence and contradicts with images of two other aircraft from the same unit, visible on the same picture. So, building Wingsy kits or Fujimi A5M4 kit, modellers in pursuit of any level of accuracy should avoid using this variant of markings and decals as fictious.

P.S. This information is also published at Britmodeller.

Recent Posts from This Journal